Комиссия по ИЖС обсудила Стратегию развития строительной отрасли

Новости

Комиссия по ИЖС обсудила Стратегию развития строительной отрасли

Проект Стратегии строительной отрасли, в части «Мой частный дом» обсудили члены Комиссии по ИЖС Общественного совета при Минстрое России. Заседание прошло под председательством Олега Бетина

Открывая заседание, Олег Бетин предложил обсудить проект Стратегии строительной отрасли в части «Мой частный дом». По его словам, Общественный совет в течение полутора лет вырабатывал подходы к развитию ИЖС. Часть из этих подходов нашла свое отражение в новом документе. Он особо отметил, что в Стратегии уже предусмотрены меры, которые позволят в общем объеме вводимого жилья довести частное домостроение до уровня более 50%. «На мой взгляд нужен дополнительный импульс. Это земля, полное инженерное обеспечение, ипотечный продукт и банк типовых проектов», - подчеркнул руководитель Комиссии по ИЖС.
По мнению экспертов, большую роль в развитии ИЖС должно сыграть комплексное развитие территорий. По словам Александра Коваленко, и.о. генерального директора АО «Белгородская ипотечная корпорация», важно найти баланс в развитии территорий с учетом региональной специфики и особенностей малых городов. И если с МКД всё достаточно прозрачно, то тема индивидуального строительства сложна для большинства регионов. В целом есть два пути развития – КРТ (реновация существующей застройки) или развитие агломераций, так называемых субурбий. Главная проблема – земля, ведь на ИЖС требуется в разы больше земли, чем на малоэтажные многоквартирные дома, а плотность населения в первом случае создает целый комплекс трудно решаемых проблем в перспективе. Однородные модели неэффективны, оптимальна комбинированная модель застройки территорий.
По его мнению, следующий шаг после решения земельного вопроса – предоставление регионам инструкции, которая, с одной стороны, будет содержать унифицированные решения, а с другой – позволит варьировать некоторые параметры с учетом региональной специфики. Один из основных вопросов для качественного развития субурбий - обеспечение определенной инфраструктурой, в первую очередь, транспортной. С учетом малой нагрузки и слабой интенсивности движения в целях оптимизации расходов в субурбиях могут быть использованы дороги 5 категории, а это экономия около 30%. В качестве эксперимента в Белгородской области, где создано 119 микрорайонов ИЖС, использовали этот прием и убедились в правильности такого решения. «Таким образом, при заданных нацпроектом параметрах можно сэкономить 52.4 млрд рублей в год, изменив законодательный подход к организации маршрутов движения общественного транспорта в субурбиях. Сэкономленные средства могут быть направлены для решения вопросов с транспортными развязками» - сказал Александр Коваленко.
О практических вопросах реализации проектов комплексного развития территорий рассказал Максим Федорченко, председатель Комитета по улучшению инвестиционного климата и комплексному развитию территорий, член Правления Российского Союза Строителей.
«Об активизации сегмента ИЖС свидетельствуют и результаты строительства. По итогам 8 месяцев 2021 года объемы ввода ИЖС уже составили 55,7%. Но пока мы не будем делать окончательных выводов, потому что основной ввод МКД происходит в декабре. Поэтому нужно дождаться окончания года. Но если взять показатели 2020 года, то мы видим, что соотношение ввода МКД и ИЖС составило в целом по Российской Федерации почти равные объемы - 52% (МКД) и 48% (ИЖС). Но в 50 субъектах Российской Федерации строительство ИЖС превышает МКД. То есть большая часть регионов прирастает ИЖС, а не МКД», - рассказал он.
Вместе с тем, необходимо соблюдать принцип территориальной индивидуальности. И если где-то оптимальным является преимущественное развитие МКД (например, в районах со сложными климатическими условиями), то в других регионах, на юге страны, ИЖС является более востребованным и экономически оправданным видом жилья.
Кроме того, развитие ИЖС на незастроенных территориях требует больших капитальных вложений как минимум на транспортную инфраструктуру, электросети и газ. Поэтому развивая территорию необходимо найти оптимальный баланс соотношения ИЖС и МКД, чтобы строительство инженерной и социальной инфраструктуры было максимально эффективным.
В связи с этим необходима дифференциация жилищной политики и направлений развития ИЖС на загородных территориях вблизи крупных городов и на сельских территориях. На сельских территориях более актуальной является прямая поддержка граждан, осуществляющих жилищное строительство самостоятельно или с привлечением подрядных организаций. При этом необходимо обновлять существующие системы жизнеобеспечения, муниципальные дороги.
Он остановился на вопросе, который может существенно повлиять на реализацию проектов КРТ как на застроенных территориях, так и на незастроенных территориях. Это – правовое регулирование порядка установления подзон приаэродромных территорий. В отношении всех подзон в законодательстве существуют правовые неопределенности, которые создают существенные риски для застройщиков. Например, в 6-й подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. Но при этом отсутствуют критерии определения объектов, указывающие на то, что данные объекты способствуют массовому скоплению птиц, а также объективные показатели, указывающие на то, что скопление птиц является массовым. Эксперты согласны с позицией Минстроя России о том, что все нужно отрабатывать на практике и скорее запускать «пилотные проекты» с тем, чтобы оперативно вносить необходимые корректировки в принятые НПА.
На заседании также был представлен отзыв на проект федерального закона № 1243284-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленные на дальнейшее уточнение оснований и упрощения процедур применения так называемой «дачной амнистии» в целях оформления права собственности граждан на жилые дома, садовые дома и земельные участки, на которых они расположены. Необходимость дальнейшего уточнения оснований и упрощения процедур «дачной амнистии» не вызывает сомнений, и законопроект в целом полностью поддерживается.
При этом некоторые предлагаемые нормы законопроекта вызывают вопросы, в том числе в связи с отсутствием в пояснительной записке к законопроекту обоснования таких норм, которые требуют прояснения в законопроекте. Так, нет уточнений, касающихся домов в долевой собственности, стоящих на землях, находящихся в бессрочной аренде и не подлежащих приватизации, требуются уточнения к статьям, касающимся регистрации недвижимости.
Все предложения будут направлены в адрес председателя Общественного совета Сергея Степашина.

Вернуться к новостям