К госконтрактам пристроят индексы
Минстрой предложил свое решение проблемы удорожания строительства
Ведомства продолжают искать эффективные способы повышения гибкости строительных госконтрактов в условиях сильного роста цен на ресурсы. Минстрой предлагает ввести агрегированный индекс для определения их стоимости, а также установить постоянный механизм корректировки цен, в случае если фактическая инфляция превысила значение индекса, а цена контракта выросла минимум на 5%. В этом случае, по задумке Минстроя, госзаказчики будут обязаны пересмотреть условия контракта, даже если подрядчики их об этом не просили.
Он будет формироваться на основании ресурсно-технологической модели, которая включает в себя индексы-дефляторы на основные строительные ресурсы: на оплату труда, эксплуатацию машин и механизмов, оборудование, а также на ценообразующие материалы, например арматуру.
Разработкой такого индекса, предположительно, займется Минэкономики вместе с Минстроем.
Сейчас начальная цена контракта определяется путем перевода базисных цен 2000 года в текущие с помощью специального индекса, учитывающего инфляцию. Для будущих цен используются индексы для отрасли в целом, основанные на прогнозной инфляции. Минэкономики уже признавало, что такой механизм не учитывает реальные рыночные условия. На это указывает и Минстрой: нынешний подход «приводит к недостоверному планированию бюджетных средств и занижению цены контракта, что ведет к срыву сроков исполнения контрактов, банкротству подрядчиков — фактическая себестоимость реализации контракта оказывается выше стоимости, определенной на этапе формирования начальной цены».
Кроме введения нового индекса Минстрой предлагает предусмотреть в законе о контрактной системе (44-ФЗ) постоянный механизм корректировки цены контракта, если агрегированный индекс оказался не соответствующим фактической инфляции.
Основанием для этого должно стать отклонение сметной стоимости контракта более чем на 5% от изначальной, в таких случаях заказчик будет обязан принять решение о приведении цены контракта к фактической, даже если подрядчик с такой просьбой к нему не обращался. Такая конструкция в сравнении действующим временным порядком выглядит более жесткой — сейчас инициатива пересмотра должна исходить от подрядчика и согласовываться с заказчиком (см. “Ъ” от 2 ноября). Порядок же перерасчета предложен схожий: для контрактов до 100 млн руб. цена корректируется с помощью специального коэффициента, для более «дорогих» требуется повторная госэкспертиза.
Отметим, что ранее Минфин призывал аккуратно относиться к корректировке 44-ФЗ, напоминая и о нехватке средств у заказчиков (см. “Ъ” от 13 сентября). Сейчас идеи Минстроя в ведомстве комментировать не стали. В Минэкономики “Ъ” сообщили, что предложения рассматриваются.
Как поясняет председатель комиссии по проектному финансированию общественного совета при Минстрое Рифат Гарипов, предложения ведомства связаны с подготовкой к применению со второго полугодия 2022 года ресурсно-индексного метода определения сметы строительства.
По его словам, «появляется возможность правильно считать индексы изменения сметной стоимости, учитывая динамику по каждой группе ресурсов».
В Национальном объединении строителей инициативу поддерживают, поскольку она «дает возможность строителям четко отрегулировать взаимоотношения с заказчиками», уравновешивая права сторон. Соглашается с предложениями и президент ГК «Основа» Александр Ручьев: «В последние два года множество госконтрактов не могли быть реализованы из-за того, что разница стоимости в момент их заключения и по завершении могла отличаться на десятки процентов». Поэтому, полагает он, необходима гибкая оценка реальных затрат подрядчиков, чтобы они выходили на заключение госконтрактов, не опасаясь досрочного прекращения и штрафов за их невыполнение.
Евгения Крючкова, Олег Сапожков
источник:К госконтрактам пристроят индексы – Газета Коммерсантъ № 237 (7199) от 28.12.2021 (kommersant.ru)