
Член Общественного совета Александр Тарасенко принял участие в круглом столе по ЖКХ
Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по ЖКХ, строительству и дорогам совместно с Комитетом Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству 14 мая 2025 года в г. Новосибирске провели круглый стол на тему «Прозрачность, доступность и достоверность информации как одно из условий устойчивого функционирования ЖКХ». В мероприятии принял участие и выступил с докладом член Общественного совета Минстроя России Александр Тарасенко.
На мероприятии были рассмотрены вопросы влияния изменений налогового законодательства на экономическую деятельность управляющих компаний; необходимости внесения поправок в существующие нормы и правила, возможности перехода к системе саморегулирования управляющих компаний, занимающихся управлением многоквартирными домами и др.В заседании круглого стола принял участие и выступил с докладом по теме: «Обсуждение возможности перехода к системе саморегулирования управляющих компаний, занимающихся управлением многоквартирными домами» член Общественного совета Минстроя России А. В. Тарасенко. В выступлении была дана оценка существующей системе лицензирования на рынке управления МКД, которая лишь формально упорядочило деятельность УО, но не смогла решить главную свою задачу – повышение качества и прозрачности управления МКД, с соблюдением баланса интересов всех его участников, и не привела к ожидаемым положительным результатам. По мнению А.В. Тарасенко назрела необходимость введения изменений в сфере управления жилфондом, в том числе введения профессиональных саморегулируемых организаций в сфере управления многоквартирными домами в систему лицензирования и регулирования данной деятельности.
По мнению спикера, ускорение интеграции саморегулируемых организаций в сферу управления многоквартирными домами в систему лицензирования и регулирования деятельности по управлению многоквартирными домами можно начать через включение в лицензионные требования наличие у соискателя рекомендации СРО в сфере управления многоквартирными домами, а при отборе лицензии должно учитываться мнение СРО.
Также необходимо осуществить скорейшую реализацию ст.55 федерального закона 248-ФЗ, по заключению Соглашения между СРО и ОГЖН о передаче части полномочий, для этого Правительству РФ требуется принять решение по установлению критериев, на основании которых осуществляется признание результатов деятельности саморегулируемой организации.
Было отмечено, что сегодня самым обсуждаемым в стране вопросом о внесении изменений в сферу управления жилфондом является доклад руководителя Комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ Сергея Александровича Пахомова «О регулировании деятельности по управлению жилищным фондом и усилению контроля за управляющими организациями посредством ужесточения лицензионных требований к ним либо перехода на обязательное саморегулирование деятельности лиц, осуществляющих управление жилищным фондом». По данному докладу с сентября 2024 года прошло ряд совещаний в Минстрое России, Госдуме РФ, Совете Федераций РФ, Госсовете РФ, Общественной палате РФ, обсуждается также в субъектах РФ.
Доклад предлагает три сценария будущего в системе регулирования деятельности по управлению жилищным фондом:
-Консервативный - сохранение только системы лицензирования;
-Прогрессивный - создание системы обязательных СРО;
- Альтернативный - передача государству управление жилым фондом через создание регионального оператора управляющих компаний с упразднением лицензирования.
А. В. Тарасенко была дана оценка каждому по каждому из сценариев, в том числе высказана позиция о необходимости не выбирать и оценивать только один сценарий, исключая другие, а разработать четвертый сценарий, который должен взять лучшее из всех трех сценариев, и который будет способствовать разрешению ситуации с регулированием деятельности по управлению жилым фондом, чтоб они дополняли, а не исключали друг друга. А это возможно при разгрузке ОГЖН, оставив за ним часть контрольных функций, введение института обязательных профессиональных саморегулирующих организаций в сфере управления МКД, а также участие в этом процессе органов власти. Только активно взаимодействуя и объединив усилия ОГЖН, СРО, органов власти, а также собственников, можно добиться реальных результатов в улучшении ситуации с управлением жилого фонда.
Но кроме решения вопроса по управлению жилым фондом А. В. Тарасенко была высказана необходимость параллельно отрабатывать, с привлечением общественности, экспертов и профсообщества, изменения в действующие НПА, регулирующих это управление. Без этого, ни один из принятых сценариев не сможет решить существующие проблемные вопросы управления МКД. А это такие актуальные проблемы как:
-Ценообразование по содержанию общего имущества, существенно влияющее на состояние МКД и оказание полноценных качественных услуг УО, вызывающее постоянные противоречия между ними и собственниками. Вопрос возможно решить через утверждение базового, не снижаемого, экономически обоснованного минимального размера платы за содержание жилого помещения МКД с учетом существующих НПА, стоимости материалов и механизмов, ГСМ, ставки 1 разряда равной МРОТ, с ежегодной индексацией;
-Отсутствие реальной, ответственность собственников помещений в МКД за непринятие решений по содержанию общедомового имущества, в том числе выполнения решений контрольно-надзорных органов, а также недопустимости ими задолженности по оплате потребленных ЖКУ;
-Усиление роли договора управления многоквартирного дома и решений общего собрания собственников, при этом ответственность УО за их исполнение, должна лежать в пределах принятого объема работ и услуг на содержание МКД и фактически поступивших средств, как перед собственниками, так и перед контрольно-надзорными органами;
-Необходимости первичного обращения собственников в УО, и только при необоснованном его неисполнении, обращаться в контрольно-надзорные органы;
-Установление специальных требований по управлению домами с высокой степенью износа, признанными аварийными, с софинансированием (субсидированием) их содержания до сноса, а также срока их расселения;
-Решение вопроса о налогах, персональных данных и т.д.
Было отмечено, что эти и другие существующие проблемы управления многоквартирными домами постоянно поднимаются на всех уровнях, но при этом нет никакой системности и комплексности по их решению. Просто выдвигаются различные предложения по отдельным вопросам и лоббируется их принятие, не решая в целом проблемы управления МКД.
По итогам заседания круглого стола будут составлены предложения по решению проблемных вопросов ЖКХ, в том числе управлении МКД, для отработки их решения на федеральном уровне.